Психотерапевт Джон Готтман разделяет четыре стиля воспитания:
- Отвергающий родитель
- Неодобряющий родитель
- Невмешивающийся родитель
- Эмоциональный воспитатель
⠀Теперь давайте разберем эти типы подробнее.
ОТВЕРГАЮЩИЙ РОДИТЕЛЬ
⠀🔻Такой родитель считает чувства ребенка неважными и несущественными.
⠀🔻Он не интересуется или игнорирует чувства ребенка.
⠀🔻Хочет, чтобы отрицательные эмоции ребенка быстро прошли — для этого он часть использует отвлечение.
⠀🔻Может высмеять или не придать значения эмоции ребенка.
⠀🔻Он считает детские чувства иррациональными, поэтому не считается с ними.
⠀🔻Он чувствует себя неуютно, когда ребенок выражает сильные эмоции.
⠀🔻Он боится выпустить эмоции из-под контроля.
⠀🔻Такого родителя больше интересует, как справиться с эмоцией, чем с ее смыслом.
⠀🔻Он считает отрицательные эмоции вредными и что они свидетельствуют о плохой приспособленности ребенка.
⠀🔻Он не решает с ребенком проблемы, считает, что со временем они сами разрешатся.
⠀В результате дети думают, что их чувства неправильные и безосновательные. Они могут решить, что у них есть какой-то врожденный недостаток, который не позволяет им правильно чувствовать. Таким детям может быть трудно регулировать свои эмоции. ⠀
НЕОДОБРЯЮЩИЙ! РОДИТЕЛЬ
Поведение таких родителей во многом сходно с отвергающими родителями. Но неодобряющие родители относятся к эмоциям еще более негативно. Они:
⠀🔻осуждают и критикует эмоциональные выражения ребенка («что ты ревешь, не стыдно тебе?»)
⠀🔻уверены в необходимости введения границ для своих детей
⠀🔻подчеркивают соответствие стандартам хорошего поведения («вот видишь, теперь ведешь себя нормально!»)
⠀🔻делают выговоры, проявляют строгость и наказывают ребенка за выражение эмоций вне зависимости от того, как тот себя при этом ведет
⠀🔻считают, что выражение отрицательных эмоций должно быть ограничено по времени
⠀🔻считают, что отрицательные эмоции должны контролироваться
⠀🔻считают, что отрицательные эмоции свидетельствуют о плохом характере
⠀🔻считают, что ребенок использует отрицательные эмоции, чтобы манипулировать родителями
⠀🔻считают, что эмоции делают людей слабыми
⠀🔻считают отрицательные эмоции непродуктивными, пустой тратой времени
⠀🔻считают, что отрицательными эмоциями (особенно печалью) не следует разбрасываться («что ты плачешь, разве кто-то умер?»)
⠀🔻озабочены тем, чтобы ребенок слушался старших
⠀В результате дети опять же думают, что их эмоции неправильные, у них часто проблемы с их регулировкой. ⠀
⠀НЕВМЕШИВАЮЩИЙСЯ РОДИТЕЛЬ
⠀Такой родитель:
⠀🔻свободно принимает все эмоциональные выражения ребенка
⠀🔻мало рассказывает, как нужно себя вести
⠀🔻не помогает ребенку справиться с эмоциями
⠀🔻все разрешает; не устанавливает ограничений
⠀🔻не помогает ребенку решать проблемы
⠀🔻не учит способам решения проблем
⠀🔻считает, что с отрицательными эмоциями ничего нельзя сделать, кроме как пережить
⠀🔻считает, что управление негативными эмоциями построено по законам физики, а именно: высвободите эмоции, и работа сделана
⠀При таком стиле воспитания дети не учатся регулировать свои эмоции. У них есть проблемы с концентрацией внимания, завязыванием дружеских отношений, и они хуже ладят с другими детьми.
⠀ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ:
⠀✅расценивает отрицательные эмоции ребенка как возможность для сближения
⠀✅легко может находиться рядом с грустным, сердитым или испуганным ребенком; эмоции его не раздражают
⠀✅осознает и ценит собственные эмоции
⠀✅считает мир отрицательных эмоций той областью, которая требует родительского участия
⠀✅чувствителен к эмоциональным состояниям ребенка, даже если они мало проявляются
⠀✅не теряется и не тревожится из-за эмоциональных выражений ребенка; знает, что делать
⠀✅уважает эмоции ребенка
⠀✅не подтрунивает и не преуменьшает негативные чувства ребенка
⠀✅не говорит, как ребенок должен себя чувствовать
⠀✅не чувствует, что он или она должны решать за ребенка все проблемы
⠀Такой родитель использует эмоциональные моменты, чтобы
⠀✅выслушать ребенка
⠀✅посочувствовать и успокоить его словами и лаской
⠀✅помочь ребенку назвать эмоции, которые тот испытывает
⠀✅предложить варианты урегулирования эмоций
⠀✅установить границы и научить приемлемому выражению эмоций
⠀✅выработать навыки решения проблем
⠀Дети таких родителей учатся доверять своим чувствам, управлять своими эмоциями и решать проблемы. Они имеют высокую самооценку, лучше учатся, хорошо ладят с другими детьми.
А к какому типу относитесь Вы?